Обязательно договориться до начала работы о степени выравнивания. Многие заказчики веруют, что в поклейку обоев входит штукатурка (по маякам) …пусть штукатурят (и потолки тоже) до начала малярных работ, и проверяют прави́лом, уровнем, отвесом До начала малярки.
Т у т предлагается подчёркивание визуальной ровности показательных элементов.
Подравниваются Только:
Места потолочного плинтуса.
Линии углов — только видимая линия угла, никаких «90°» не делается.
Места примыкания к стенам встроенных шкафов — ровные, но не обязательно вертикальные.
Вокруг проёма под наличник — вертикально или только прямо — со стороны доборов?
Под плинтус — прямо или плавный перегиб. И всё остальное в плавных перегибах, но … ровнее, чем было и гладко зашпаклёвано.
Не попадайся на разводы: „Нам без маяков, но под правило“, — либо штукатурка по маякам, либо — прави́лом пользоваться только для подравнивания некоторых мест, а Не проверять. Прави́ло (иногда) прилегает везде — только, если штукатурилось по маякам, а не как предлагается — «визуально». Заказчик может Не знать, что „разводит“, но …тебя … а крайним остаётся согласившийся по неопытности.
надо: стамеска (дохлая), скарпель, молоток, скребок ~10см, шпателя 10, 45, 60 см, стремянка/табуретка, прави́ло, овальное или квадратное ведро, фасадный валик, кисть на длинной ручке, миксер для шпаклёвки, шкурилка на шарнире, распылитель, 2–4 120л мешка для мусора на комнату, веник, совок. Грунтовка отеческая или ПВА турецкий, шпаклёвки, алебастр, сетка, угловая лента, шкурка (№*16–25).
Осмотреть и запомнить места, где выросла плесень — чаще бывает в холодных углах внешних стен, где конденсируются вкусные запахи + влага или там, где долго было мокро.
Снять старые обои, сразу выкручивая шурупы, выбивая деревянные пробки и срезая дюбеля.
На флизелиновой основе — часто достаточно осторожно потянуть за уголки и снять целыми полотнами.
На бумажной — сложнее:
Эта и некоторые другие стадии повышают влажность в помещении, что замедляет высыхание шпаклёвки на потолке, например; поэтому для минимизации календарного срока ремонта приходится думать — когда чего уместно делать.
(содрав винил и пр. водонепроницаемое) Тёплой водой — Катать валиком только Вверх с лёгким наклоном в сторону ещё сухого, подхватывая стекающую струю следующим движением валика. Углы — кистью. Подождать (катая при этом дальше), снимать — желательно целыми листами когда бумага начала́ подсыхать.
Если раньше было хорошо зашпаклёвано — если что-то отвалилось — можно под-шпаклевать местами… и, если потолочный плинтус не добавился (что допустимо при хотя бы визуально ровном потолке), клеить.
Но если местами Толсто подравнивается → шпаклевать придётся почти всё!
Срубить бугры и наплывы, начав с самых торчащих — Не все, а те, что Не скроются подштукатуриванием — часто в углах и примыканиях. Сре́зать торчащую арматуру.
Соскрести легко отстающие слои старой шпаклёвки. На устойчиво-лежащую — нанести насечку через ~5см углом скребка. Держать его так, чтобы «берега канавок» насечки — были пологими, а Не отвесными «обрывами».
Насечкой — проверяется надёжность остающегося. В пологие канавки насечки ← шпаклёвка сможет войти.
Там, где был грибок — удалить его споры хлорным отбеливателем… типа белизна. Это уничтожит старую растительность, но не защитит от новой… Антиплесенью обрабатывать только после шпатлёвки — можно после каждого слоя, но до грунтовки… можете использовать другие «средства от плесени», но… часто на этикетках профессионально наобещано больше, чем выполнимо.
Загрунтовать в местах грубого подравнивания (пока не закончилась пыль с потолка) или всё (если пыль закончилась). Подровнять по прави́лу:
Под потолочный плинтус.
Места встроенных шкафов и линии углов, чтобы они сходились с углами потолочного плинтуса — сначала самое выступающее, а после схватывания — оставшееся.
Вокруг проёмов — места примыкания наличников — вертикально — по коробке длинным шпателем без его прогиба — и кромка лезвия, и его плоскость — Перпендикулярны стойке коробки.
Под плинтус пола — плавные перегибы или прямые — длинным шпателем достаточно, но можно и правилом.
Алюминиевые уголки — наклеиватьпрямо, не вдавливая в ямы, заполнив шпаклёвкой изнутри. В углах проёмов они должны сходиться точно, без раскосов — первым клеить самый выступающий! Далее их можно использовать в качестве маяков, обчищая с них “заусенцы” перед следующим слоем шпаклёвки… дабы им не похоронить.
Ротбанд при частичном подравнивании и поклейке уголков Неудобен — содержит крошку–наполнитель и рекомендован на слой от 5мм, а где-то получается от 0. Чтоб Не набугрить — лучше PUFAS.
Клеить потолочный плинтус — Не вдавливая в каждую яму — пускать если не по прямой, то по плавным дугам, а потом подшпаклевать щель у потолка, а на примыкание стены наложить шпаклёвки по уровню плинтуса.
Пыль с потолка закончена? Если да — загрунтовать все стены дешёвой грунтовкой.
Длинным шпателем сравнять перепады с толстых подравниваний на стену и сгладить горбы и перегибы стен.
Полосы сетки 15–20 см шириной по внутренним углам и местам вероятного растрескивания.
Нанести шпаклёвку, приложить сетку.
Вдавить длинным шпателем в угол, а коротким удалить избыток шпаклёвки, двигая его вдоль угла.
Также — в углы можно угловую ленту (и до обоев, и до стеклохолста, особенно если нет стыков {панелей} за пределами её ширины ~2см от вершины угла). Угловая лента — создаёт самый аккуратный угол …если её аккуратно наклеить.
Если есть опасность крупных (>0.5мм) трещин (свежая цементная штукатурка) — клеить сетку везде на первый
Сплошной слой шпаклёвки длинным шпателем.
По устойчиво лежащей старой краске можно шпаклевать — высушив шубу: ПВА турецкий + жидкий алебастр. Слой шпаклёвки, лежащий на этой шубе, полностью высушить До следующего. Если краска размокает — пузырится после долгого размачивания, её придётся снять — лучше … До шпаклёвки.
→ Налить воды ~ 0.2–0.3 л/м². Создать водоворот ← медленно всыпать алебастр (не дольше двух минут), продолжая перемешивание. Когда возникнет консистенция кефира ← добавить ПВА турецкий (0.3–1 объёма воды), доПеремешав. Закатать фасадным валиком ← быстро и отмыть его.
Эта смесь ↑ на любой поверхности способствует схватыванию–прилипанию гипсовых шпаклёвок.
ПВА добавлять — тем больше, чем менее пориста поверхность. Если смесь „скатывается“ в капли (на масляной краске) — добавить ПВА.
Если основание пористое — алебастр можно добавлять и в грунтовку (~50 грамм / 3 литра), если после этого будет гипсовая шпаклёвка…
Можно пользоваться стандартными средствами, типа «бетоконтакт», но они — бывают для разных оснований, смотри назначение!.. а До этих «клеящихся» грунтовок поверхность надо очистить от сыпучего и ненадёжного — останки древней шпаклёвки, мела и т.п. “красок”, похожих на побелки ← смыть и грунтовкой глубокого проникновения, старательно перетирая мокрое.
если основание было пористым, то часа через два по влажной, но схватившейся гипсовой шпаклёвке (клеевые и готовые — суши полностью) можно второй Сплошной слой средним шпателем — например Vetonit LR+ лучше на Несухое (не пузырится). Сушить.
Шкурить (№*20±) — лучше, когда на потолке не хватает последнего слоя краски.
Алюминиевые уголки — внимательно прошкурить по примыкающим к ним плоскостям. Там, где нет алюминиевых уголков на внешних углах — скруглений Не делать.
Прошкурив показательные элементы — шкурить всё, начиная с низа стены — так меньше пылишься. Вымести из коробок розеток комки и пыль. Обмести стены, подмести пол, отряхнуться, проветрить, отдохнуть, осмотреть… дошкурить.
Антиплесень — вспомнив, где был заметен грибокдо и в процессе снятия старых… можно и в других подозрительных/холодных — местах вероятного появления.
Как разводить клей… и грунтовать стены
Налить холодной воды — меньше, чем указано в таблице на пачке.
Сначала палочкой или миксером для краски — создать быстрый водоворот, продолжая перемешивание — за минуту высыпать нетолстой струйкой с высоты ~30см в водоворот, следя чтобы клей — сразу же намокал–разбалтывался, не успевая свернуться в комки. Минут через пять — перемешать–разбавить–перемешать: для грунтовки стен — кефирообразно; для поклейки — ближе к сметане; как сметана — только для добавки в ПВА.
Загрунтовать стены обойным клеем, фасадным валиком, правильно — после плитки–циклёвки–пыли — удобно до последнего слоя покраски потолка.
Пока влажно — можно покрасить потолок последний раз и сразу смазать капли краски со стен…
Подшпаклева́ть проявившиеся дефекты стен — пока они влажные, но уже не мокрые. Протереть и окончательно покрасить трубы (батареи) отопления.
Под обои на обычной — расширяющейся при намокании бумажной основе — Не грунтуй стены честной грунтовкой глубокого проникновения — это недопустимо снижает их впитывающую способность и приводит к проблемам.Если Не замечена разница — вероятно потому, что Не попадалась честная грунтовка (отечественные — не таковы). Бумажной основе (клей наносится не на стену, а на обои) — важна нормальная Впитывающая Способность Основания, особенно, если на лицевой поверхности нет сплошного слоя винила.
Если винил изолирует основание полностью — обои сохнут только в стену.
Если лицевая сторона проницаема для воды, то лучше если обои → быстрее сохнут в стену, чем в воздух и высыхание (поверхности, если она бумажная и) основы отстаёт от сгущения клея, иначе на медленно–впитывающей стене → подсыхающая основа стянется по жидкому клею и швы расползутся.
Если пропитка после намазывания клеем длилась меньше времени, указанного в этикетке — расширение листа продолжится на стене — стыки вздыбятся, что Неисправимо.
Слабо впитывающее основание добавляет нестабильности результата.
Сильно впитывающее поглощает в себя клей и на приклеивание не остаётся.
Грунтование стен обойным клеем — из-за его обратимости — способствует быстрейшему загустеванию намазанного на обои клея и …его в месте контакта получится больше.
Самой дешёвой грунтовкой глубокого проникновения — получится дороже, чем обойным клеем (хотя некоторые производители стали упаковывать тот же обойный клей в пачки с надписью «грунтовка» — это считать обойным клеем).
на вышеупомянутое — вполне нормальна бульдожья реакция производителей дорогих грунтовок, экономящих …дешёвый клей
Сквозняк — открытое окно в отопительный сезон или сухую погоду → быстрое подсыхание основы опасно если:
лицевая поверхность бумажная или винилом закрыта Не вся основа — между каплями винила крашенная бумага.
менее опасно обоям с бумажной основой и полностью виниловой лицевой поверхностью — могут потянуться только отлипающие места, т.е. если приходится летом / на солнечной стороне клеить с открытым окном — внимательно прилепи все углы и кромки.
практически безопасно для флизелиновой основы — почти не изменяющей ширины при намокании, почему и можно, но не обязательно, мазать стену, а не обои, но на греюшиеся места стен — стыкам лучше бы не попадаться.
т.е. Виниловые — бывают на флизелиновой или на бумажной основе:• Флизелиновая основа — полупрозрачна и при намокании — сразу становится прозрачной, а запакованный рулон — отличается большей “рыхлостью”, от бумажной;• обычная бумага слегка темнеет и расширяется минуты через три после намазывания.
Им можно мазать стену — равномерно и внимательно, без избытка, но достаточно(по луже — могут уползти, к подсохшему — не приклеиться), валик — без черенка …на расстоянии вытянутой руки лучше виден слой клея; кисточка — на длинной ручке. Равномерность намазывания обоев на бумажной основе улучшается после их складывания, а стену не сложишь.
Зашпаклёванная и зашкуренная стена — должна быть предварительно загрунтована разбавленным обойным клеем (остатками чего-то предыдущего) и высушена (ночь).
Кромки(запас на перекосы) и места перегибов флизелиновых обоев — можно смачивать из распылителя перед поклейкой (заправкой в неудобные примыкания — около углов и т.п), сухие — неподатливы(пока клей на них не попал)…
Можно размачивать из распылителя клей, успевший подсохнуть на стене (из-за неуспеваемости)… наносить его лучше бы только на ширину одного следующего листа, а не «на три».
Иногда удобнее мазать лист — он будет более гибким. Не обязательно использовать только «клей для флизелиновых обоев», можно и «для виниловых»… просто “маркетинг” повадился слишком уж “специализировать” ассортимент ☺ для упрощения покупателя.
В этикетках советуют отматывать на стену, отрезав внизу, но неудобно около углов (об чём маркетологи предусмтрительно промолчали) и с большим верхним обрезком — если есть подбор… предлагается нарезать заранее и, сложив в Три слоя — так, чтобы к намазанной стене прислонять — начиная с верхней трети стыка, придерживая нижнюю часть вместе с верхними уголками листа, Не пытайся приложить лист как-нибудь и потом двигать, начинай прикладывать ограниченную площадь — около стыка.
Флизелиновым обоям свойственна существенная прозрачность их основы… иногда слегка-прозрачность наблюдается и у бумажной основы однотонных виниловых средней ценовой категории. Если “флизелиновые” — Не_под_покраску, то тёмные/яркие места стен надо приблизить к среднему их цвету (проверьте — приложив обрезок, если “просвечивает” — закатайте слой дешёвой краски).Слегка-разноцветность шпаклёвок — часто Несущественна.
Неоднотонным обоям — полная Однотонность стены Не нужна, но длинные границы светлой шпаклёвки на тёмном бетоне — на светлых оттенках часто оказываются видны издаля́, а под светлыми+однотонными+флизелиновыми — можно различить белую краску на шпаклёвке Vetonit LR+
Подрезка обоев — удачность определяется прижимом… фиксацией листа
Кромку — “примыкание” к потолку — подрезать после второй заправки… в сыром виде по шпателю ~30см со сточенными углами — так, чтобы в свободном состоянии — они были отогнуты в сторону прижимаемого листа. Разные стороны шпателя — пометить зелёной и красной изолентой.
← Неправильно для 30см шпателя — давить только вдоль плоскости лезвия — его кромка Не сможет обогнуть неровность. Утыкая в примыкание прямо (не наизгиб) — удаётся прижимать только 10см шпателем.
Лезвием шпателя, лежащим почти в плоскости стены — “наизгиб” — удаётся прижимать и в неровном месте, если где-то шпатель не поджал, шатается — скомкаешь.
Шпателем > 35см — по всей его длине в реальном примыкании… прижать не удаётся (как и линейкой для подрезки), а у более длинного шпателя — углы …отгибаются от плоскости.
Меньше сил — короче шпатель …вероятнее “изломы” среза.
Лезвие обламывать на магнит через 0.5–1м подрезки. Показательные места — только свеже-обломанным лезвием, а потом — трубы (а лучше — другим ножом), подплинтусье, розетки, Не оставляя в них висячих лоскутов.
Начинать резать — лучше Не от (заводского–вертикального) стыка, а В его сторону — например — От середины шпателя, потом продолжив в другую сторону — Не снимая шпателя. Некоторые любят комкаться, особенно в начале.
Нож (повернуть и) держать так, чтобы лезвие Не отходило от кромки шпателя, а наоборот — слегка стремилось к шпателю. Около углов трёх плоскостей — только по шпателю 10см.
По 30см шпателю — резать не доходя до его углов 2–3см и, Не снимая лезвия с отреза,
Снимать — либо лезвие, либо шпатель — так до конца отреза, иначе — ступенька.
Нету идеальных линий и углов, но аккуратная подрезка… их изобразит, а зрительное восприятие — натянется на цветовые границы… и возникнет впечатленье.
Привыкнуть бросать обрезки в нерабочий угол, дабы не тратить нехватающего времени на отряханье стоп.
Научиться делать искусственный стык виниловых обоев — это тоже неповторимая процедура
Отмокшие листы (обрезков с учётом картинки) на что-нибудь приклеить внахлёст 2см, подождать минут 5 (в действительности — эта пауза получается, пока разглаживаешь лист).
Придавить по центру нахлёста шпателем — прогибая его(лучше, если им накрыта–прижата кромка, должная остаться на стене, а видно будущий обрезок). Потренироваться разными руками.
Прорезать — кромка лезвия Ножа наклонена, а плоскость лезвия перпендикулярна стене. Стараясь Не (очень глубоко) зарезать основание …гипсокартон…
Вытащить обрезки, состыковать, закатать пластиковым бочкообразным валиком, смыть клей, сбрызнуть из распылителя — впитать воду губкой или поролоновым валиком (на средней ручке).
Добиться невидимости* стыка (лучше удаётся на твёрдом виниле, а мягкий — сильно Не мучай). На виниловых и толстых нахлёсты очень торчат, даже в углах, но на тонких бумажных → в углах маленькие нахлёсты…
Удовлетворясь последствием → всё снять, посмотреть → как глубоко зарезал основание.
А если оно ГКЛ…
Изредка приходится среза́ть только одну из кромок, например при стыковке с кантом.
Надо: ведро овальное, магнит, ножницы, нож кухонный, нож канцелярский (можно простой, ширина лезвия — 18 мм. Если автомат, то + с ручной фиксацией лезвий — 10 €, а Не 100 р) + пачка лезвий на комнату, валик пластмассовый «бочкообразный» для швов — им Нельзя закатывать дуплексные обои — теряется рельеф продавленной бумаги (редко полезны: конический валик, если не обойным шпателем и мягкий — микропорка). Мягкий обойный шпатель «ANZA», обычные шпатели — 10см и доработанный 30см, миксер для красок, губка автомобильная, отвес, карандаш, хорошее освещение + переноска 150 Вт, х/б тряпки без швов длинные, лейкопластырь бактерицидный (пятна крови… смотрятся), Не жирныйзащитный крем для рук(их чувствительность очень нужна), стремянка, дешёвая плёнка — расстилать обои.
ПВА (здесь и далее — турецкий или финский — 300р/кг/комната) или клей для бордюров(обойных кантов. В банках. Не для пенопласта — их тоже зовут бордюрами). Клей обойный (лучше большая пачка/25–35м²) + дешёвый–быстроразводимый — стены грунтовать (пачка/40 м²).
Точное указание: верх↔низ, откуда как, где что должно оказаться. Вынести из квартиры все, воняющие кисти и т.п… отсутствие пыли и курящих в квартире — и так будет душно, в жару — планируй клеить обои на бумажной основе по ночам или когда солнце светит не в окно.Пей Не “прохладительные напитки”, а горячий чай или самую противно–солёную минеральную воду.
Если обои неведомого типа (или заказчик очень сомневающийся) можно сделать одну стену, в которой окно (или часть. За шторой. Рискнуть одним рулоном)2–3 стыка — утром проверить.
Высохшие стены проскрести средним шпателем для удаления крупинок.
Первый виток рулона Не использовать — он согрет термоупаковкой, часто иначе блестит и стыки на нём не получаются, и побиты торцы начала сильнее. Начало рулона — правильнее в обрезок, и хвост часто помят.
Можно и раньше, в технологический перерыв…Нарезать — кухонным ножом по сгибу, который заглаживать ручкой ножа, а Не руками — их чувствительность хранить. При разнонаправленной поклейке — складывать разнонаправленно, помечая простым карандашом на обороте срезаемой кромки — где было начало рулона (и будущий Верх_этого_листа), чтобы потом Легко разобраться. Если с учётом подбора рисунка, тогда — проверить негоризонтальность потолка каждой стены (можно отвесом и газетой или обрезком)и неодинаковость высоты.
По отвесу — удобно делать метки кромки первого листа, но при негоризонтальности потолка > 7 см и подборе рисунка, если картинка — Не типа “вертикальные полосы”, на длинных стенах — можно размечать с наклоном — перпендикулярно потолку. Без подбора это Не требуется — по отвесу.
Любые метки на стене — только простым карандашом — как можно менее контрастно… особенно, если флизелиновые… или светлые+однотонные.
Подбор картинки — может оказаться и там, где указано «без подбора»
Полезно попытаться его найти (если есть запас), стыки будут невидимее.
выкройка картинки
Срезая начало рулона (с первым витком) — пусть этот обрезок будет максимальной длины — пойдёт над дверью, под окном …прикидывать длину остатка — на точное количество целых листов, чтобы не получилось ещё одного лишнего обрезка. Длина рулона может быть на 3% меньше номинальной — проверить на одном…
Картинки или “случайные узоры” — почти всегда периодичны …конвейер.
Длина периода / смещение картинки на соседнем листе — указаны на этикетке — часто 64/32 см (иногда 53/26.5) — тогда, как ни крути — получится нарезать листы длиной ~ 256 или 320 см (265 или 318) — без смещения узора (следующего листа)или ~ 288 см (291.5) — со смещением. Какова высота стен …со всеми запасами?
Нареза́ть удобно листами, длиной в целое число периодов → чередовать: один рулон — «несмещённые», другой — смещённые.
Или… из одного рулона — листы длиной 4½ периода, например (смотри по длине периодов + полупериод).
Если необходимая длина — чуть меньше нескольких периодов, а резать из одного рулона — сначала Несмещённые, потом вырезать пол периода и Смещённые — сложить через один…
Один рулон — лучше Не доре́зать — чтобы была возможность вырезать один–два листа — с неожиданной картинкой.
«Верх» листов — удобнее от чётких элементов узора(одноуровневых на соседних листах), но …как «этот шахматный порядок» расположится на стене — после подрезки, канта, местных неожиданностей? Например, потолок “падает” — пусть ряд цветуёчковпосле подрезки отстоит от потолка (канта) на расстояние, максимально допустимое узором, а не подчёркивает кривулю (и так, чтобы на другом краю стены полу-цветочки “не вылезли из потолка”, если он “взлетает”)… аналогично и в углах — обычно не вертикальных.
Срезать «низ» всей стопки листов.
Сделать образец ширины мокрого листа (для бумажной основы), намазав и сложив обрезок 10см длиной(так Шпалери вініл «made in Ukraine» …образец был Очень Нестабилен, хотя на этикетке было: «rasch»). Флизелиновая основа от намокания иногда уменьшаются в размере — для измерений можно использовать сухой обрезок.
До Отметки Первого Стыка учесть:
Никогда не делай первымна длинную стену — узкий лист, загибающийся в угол, как рисуют в этикетках — легко чуть-чуть перекосить игероически мучиться со стыками на всей оставшейся стене. Сначала можно, учтя чередование узора — Соседний с ним лист — на ровном участке стены,
да не попадутся вам розетки
при этом
не пытайся сверхТочно попасть на приблизительные метки, особенно если нет подбора картинки, а после наклейки листа — глянуть вдоль кромки сверху (с потолка) и снизу (с пола) и поправить, пока не зафиксировалось. Часто для стыков, прямая — важнее абсолютной вертикальности, желательно клеить первый лист максимально свободно — без лишних препятствий.
Как клеить обои в „углах“? — не пытайся сделать очень хорошо, не подготовив предпосылок
В кривых + скруглённых — можно делать нахлёсты,— с ПВА; (часто) первым клеится лист на длинную стену и ~0.5 см его кромки — остаётся после подрезки завёрнутой на короткую стену (оценить — на какую стену лучи света падают прямее, чаще с длинной стены — лучше завернуть на короткую… ступеньку нахлёста подсвечивать прямее). Погодя,место нахлёста на винил — подмазать с ПВА и наклеить лист на другую сторону угла… заправить в угол и подрезать, по линии „угла“ — условно-ровно, Не прорезав предыдущий лист. Иногда достаточно сделать прорез и нахлёст — только на части угла, но… получится ли следующий стык?..поэтому он делается в процессе прореза, отклеивания и приклеивания кусочка заворота.
Если углы не строго вертикальны, то чётко-цветочные узоры на однотонном фоне — лучше среза́ть по линии угла, как это советуют в этикеткахпо шпателям ~10, 30см. Полезно заранее убедиться, что крупный элемент узора не распополамится в видимых местах. И в самом ровном углу — лучше Не начинать от него заводской кромкой.
Если линия угла строго прямая, но не вертикальна — можно заворачивать лист, но если есть подбор картинки, а следующая стена длинная — нужно заранее оценить допустимость негоризонтальности цветочных рядов и вычислить все запасы по вертикали.
“тонкости” — когда “простое” научилось получаться
В „не совсем ровный“ угол Можно втиснуть, если линия перегиба листа — ближе к его кромке, чем к середине. К завернутой кромке — ничего не стыковать. Вправляя в угол — деформировать лучше широкую часть листа так, чтобы ~7см участки, примыкающие к линии угла — остались Ненапряжёнными — не норовили вернуться обратно.
Если на заворачиваемой части ← складки перпендикулярны линии угла — пытаться стянуть широкую часть листа в сторону угла.
Если на завороте — складка параллельна линии угла — широкую часть листа — вытаскивать из угла, плавно деформируя + выше–ниже. Поймётся после наблюдений за листом в круглу. Всё пластично.
Предшествующий, ранее сделанный стык — стараться сохранить, оставляя недеформированной полосу, примыкающую к стыку.
Часто в углах — на твёрдом виниле со случайно-вертикальными элементами — легко и правильно, и менее заметно получается искусственный стык — после загиба листана 5–7 (до 15)смна следующую стену(лучше, но Не обязательно — выбирать ту, которая менее_косо подсвечена),
при этом:
хорошо, чтобы предшествующий загибу стык был не ближе 30см к углу.
Не пытайся сделать загиб в половину ширины листа — лучше до поклейки срезать лишнее (ножницами — сложенный для отмокания лист), а после загиба — искусственный стык (если с тем же обрезком — с потерей 2–3 см ширины редкого узора — тоже полезно рассчитать удобное место). При этом
если(подбор и) искусственный стык после загиба делается с узким обрезком, то лучше перед этим(как и в начале предыдущей стены, угадав высоту) — клеить следующий целый лист, потом стыковать к нему этот узкий обрезок, закатать стык, Ещё раз Вправить в угол Загиб (предыдущего куска), прорезать нахлёст… закатать, смыть клей.
Если без подбора — с целым листом делать искусственный стык легче — менее вероятно ошибиться по вертикали, но проверь — что будет в следующем углу?.. это проще, чем потом “стараться”.
Если подбор есть, а завернувшая кромка узкая и вправилась без складок — тоже можно сделать искусственный стык со следующим целым листом: если узор симметричен относительно стыка, а кромки не параллельны — резать по середине клина нахлёста.
Рядом с углами — визуальные издержки выглядят скромнее.
Прикинуть мокрым* обрезком весь периметр, в несколько попыток вычислить — где начать, чтобы все места (или максимум) было можно оклеить с меньшим количеством визуальных издержек и обрезков.
— Откуда и как начинать клеить обои¿ — предварительно разметив, дабы правильно спрятать возникающие хвосты
Длинную стену “от окна” — бывает удобно… но, если есть картинка — можно клеить комнату «в обход» → противоположную стену — получается → к окну. Скачок картинки, при необходимости подбора узора — можно сделать например за шторой, в самом коротком углу или …смотри на месте — где будет менее заметно. Важно чтобы Не было двух начал с заранее неизвестным их итогом.
При отсутствии подбора, чтобы было меньше обрезков — над дверями можно планировать искусственные стыки, а когда они станут уверенно получаться, то и на уровне верха двери — стыковать по горизонтали.
После проёма легко отклониться от вертикали — проверять отвесом До…
Смесь с ПВА получается жиже исходных компонентов, поэтому добавлять 1:2 ÷ 2:1 в обойный — разведённый сметанообразно… он улучшает «размазываемость» — что важнее, чем: “а сколько его надо?”
После разметки–прикидки: места стыков на стене, углы стен — тонко смазать смесью турецкий ПВА +густой обойный за 10–30 мин до поклейки и пусть подсыхает… на 3–5 листов вперёд — все периметры стен и листов… где они любят отставать (и под будущим плинтусом… или над плинтусом, если он уже стоит + деревянного — и верхнюю его кромку). Под потолком можно и не мазать, но обязательно в точках верхних углов листов.
Подмазывать с ПВА именно стену, а Не лист — так легче будет размочить и снять когда-нибудь… лист не пропитан ПВА, только обойным.
Чистый ПВА тонко не размазать, как и «клей для бордюров» / «для стыков» …но их разбавлять меньше, они и так что-то подобное содержат.
А зачем это всё? Реальная поверхность — пориста/зерниста, т.е. контактирует с основой — только в некоторых точках; вот предварительными подмазками и нужно добавить «прилипчивости» там, где обои часто топорщатся-отклеиваются… а то потом подклейка отдельных стыков возможна — но Не всех!
Как мазать обои:
В нерабочей части комнаты — в стопке столько листов, сколько успеешь сегодня наклеить… (от 20 мин/лист, в коридорах медленнее) или подверни края подстеленной плёнки — на то, что надо оставить сухим — на завтра. Стопка придавлена: верх — ведром клея (протри его дно от грязи или надень пакет), низ — банкой или бутылкой 2л. Количество нормально наносимого клея зависит от его вязкости — густого мало не нанесёшь. Макая валик — присмотрись — сколько клея достаёшь и далее угадывай.
Если на бумажной основе:
Вывалить точками на весь лист ближе к кромкам, раскатать равномерно. Если где-то мало клея — хватит только на пропитку бумаги, а на приклеивание не останется — стык разойдётся. Лучше маленький избыток — на стыках обязательно (если стена впитывающая и не выделяет желтизны — проверить пробным приклеиванием). Экономить клей и не допускать избытка — надо если стены Невпитывающие или выделяющие, особенно если поверхность (местами) без винила — (крашенная) бумага ← желтизна вылезет вместе с водой высыхающего клея.
Бывали обои с уже нанесённым на бумагу клеем, ощутимым после их намокания, их можно окунать в воду (и умудриться не залить пол), можно намазать на них валиком воды или жидкого клея.
Снять бутылку, закинуть низ листа чуть выше середины его длины, Прицеливаясь По одной — Ближней кромке, аналогично и верх. Иногда удобно другое соотношение верхней–нижней части. Свернуть ещё вдвое. Загибы Не проглаживать. Время пропитки указано в этикетке ~10 мин. После отметок и подсыхания подмазок, попав кромкой на метки — приклеивать Отмокший первый лист максимально свободно, обойным шпателем Сначала — Вниз по Центру листа, Придерживая Верх в Центре, потом края. Проверить ровность/вертикальность кромки …лист пластичен — если надо (обои полосатые: угол наклонен, а наличник вертикален…чтобы в глаза не бросалось) — можно постепенно отклонить от вертикали — плохо, если это происходит бесконтрольно.
Мазать надо что-то одно: или стену — флизелиновой основе, или обои — бумажной основе; редко в этикетке рекомендуется и то, и другое (горячим клеем)… хотя бытует и такой „метод“ — он не принесёт вреда, только если стена хорошо впитывающая, невыделяющая и терпит много воды, но на средне-впитывающей стене — клей будет густеть часов пять вместо получаса, а сохнуть пару суток, вместо ночи (тоже, если загрунтовать честной грунтовкой глубокого проникновения). В большинстве случаев — стену надо загрунтовать клеем и высушить.Сколько сохнут — зависит от температуры+впитывания стены+шпаклёвки (от одной ночи — на гипсе) и водопроницаемости обоев: сплошной винил — долго (до двух суток — на прохладном бетоне+Vetonit-е), бумажное лицо — слишком быстро — что и опасно.
На стремянке лежит обойный шпатель, магнит — на нём шпателя́, валик для стыков. На плече висит тряпка, Нож в кармане, плохой нож на полу. Вперёд по ходу у стены — банка с кистью на длинной ручке — для подмазок, мерный — мокрый обрезок, дальше отвес с карандашом… придумай как сделать, чтобы это было под рукой (или теряешь время) и не мешало (магнитные приспособы на поясе — кажутся уместными).
далее в цикле
для бумажной основы
Намазать, сложить, свернуть, положить на чистую подстилку так, чтобы потом быстро и правильно схватить, не тратя время на выяснение… где верх.
Обои с уже нанесённым клеем — окунуть …в ванну (см. их инструкцию) или намазать водой.
Взять (с подстилки ранее намазанный) отмокший (пока клеился предыдущий) лист. Стоя на стремянке → отвернуть верхнюю часть, медленно роняя тяжёлый лист на коленку (а то… в руках может остаться только кусочек).
Если обои на флизелиновой основе — не расширяющейся при намокании— вместо предыдущих двух пунктов — равномерно и умеренно нанести клей на стену, но для тесных-угловатых мест — мазать можно лист.
Сбрызнуть из распылителя кромки, заправляемые в примыкания и линию возможного перегиба листа.
С учётом ухода потолка (если подбор — не менее 3см выше примыкания), начиная от стыка — прицелиться и Начав со стыкуемой стороны листа — приложить (зря привыкают — сначала прилепить, потом двигать). Прихватить лист одной рукой сверху в центре.
Обойным шпателем, обтирая с него капли клея об тряпку — сначала вниз по центру, потом по краям (иначе перекос — но можно и так регулировать попадание в стык — если сначала вниз по левой стороне → низ слегка дрейфует вправо… и наоборот).
Если флизелиновые — сбрызнуть изнанку кромки, висящей у примыкания.
Отвернуть нижнюю часть — продолжить до пола.
Залезть на верх, ещё раз вправить углом обойного шпателя верхнюю кромку в примыкание (иначе отрежется непоправимо) и сре́зать по шпателю… по стальному.
если примыкание к потолку открытое — без плинтуса и обои Не до потолка — закатать валиком подрезанную кромку — есть шанец подклеить избытком клея плёнку прорезанной краски, чтобы потом не топорщилась… гадина.
Смыть клей с краски влажной губкой…
пока это делается — клей густеет — это надо.
Закатать пластиковым валиком верхнюю часть стыка (кроме дуплексных обоев), и сквозь тряпку тоже — клей впитать.
Если где-то надо подтянуть кромку, то:
деформировать лучше не крайние 5 см, а дальше к центру листа или двигай весь лист, иначе — стянутая только-кромка …вернётся обратно.
Кромка предыдущего листа — уже на сгустившемся клею и если удаётся её сместить — она реже возвращается обратно.
Ищи оптимальное время после наклейки, когда лучше закатывать стык. Если сразу — весь клей выдавишь — на чём держаться? Через 30 минут — поздно.
Не отвлекайся на пузыри–волны клея вокруг стыка — следи за сомкнутостью и совпадением плоскости-самых-кромок — важно отсутствие микронахлёста. Разный оттенок соседних краёв — может быть от неравномерности промокания разных листов. Это обычно — пока мокро, а выглядит страшно, но грязи допускать нельзя.
Поставь стремянку на место следующего листа. Сразу привыкни делать только Необходимые движения — в духоте устаёшь быстрее.
Так же и нижнюю часть стыка.
Подрезать нахлёст на плинтус (если эконом-ремонт), протереть плинтус отдельной тряпкой.
Сбрызнуть стык из распылителя, впитать избыток клея губкой или поролоновым валиком.
Если со следующим листом Недолго возиться → иди намазывай ещё (бери уже отмокший… время цикла ≈ времени пропитки). Иногда можно меньше пропитывать лист, если с ним долго возиться до стыковки, если стена впитывающая или сильный подогрев. На умеренно впитывающем VETONITe — долгая пропитка безопаснее короткой, особенно если поверхность — сплошной винил.
иногда промазывать смесью ПВА места стыков на стене — на 2–5 листов вперёд, но не “на завтра”.
Регулярно осматривать готовые стыки, пока свежие, а через три листа возвращаться с переноской (свет выключив?) и в косых лучах проверять, закатывать стыки, пузыри прокалывать–сгонять. Лучше, ещё разглаживая лист — накрывать половиной кромки обойного шпателя уже разглаженное, чтобы пузырей воздуха не оставалось, но могут появляться… из основания.
Для видимости недопустимого полезны косые лучи И в процессе. Сомкнутость шва — лучше видна в прямых лучах, а Кромки Не В одной Плоскости — в косых — часто от микронахлёста ← валиком, растягивая стык. Пузыри клея — впитаются, усядутся при высыхании, но на тонких + блестящих обоях — их лучше измельчить и сделать плоскими.
Если где-то — особливо в стыке, углу листа или кромке примыкания — подозрительно сухо — туда можно сдвинуть лужу клея с соседнего избытка жёстким ребром обойного шпателя или валиком.
Одинокую мягкую крошку, замеченную под обоями — душить жёстким пластиком, а не пальцами.
Не закатывай нестыкованную кромку — достаточно прижать тряпкой.
Бросать до завтра в середине стены — плохой стык может получиться.
перед продолжением — полезно её засохшую сбрызнуть
Если закончил (на сегодня) загибом в угол — отогни от стены ~2см кромки будущего нахлёста (завтра размочи из распылителя и продолжи), иначе — трудно будет завтра отрывать обрезок после прорезания.
Если пластиковые откосы окон накрывают стену гибким уголком — под него заправить 2–3 мм кромки обоев, отогнув уголок (лишь бы не сломать) шпателем и смещаясь с этим отгибом — заправить кромку обойным шпателем, если сама не войдёт.
Нагреватели… до поклейки лучше снять… или выключить, или закутать, но если в холодных углах конденсат — придётся включить.
За висящими радиаторами отопления — подмазывая и подклеивая все кромки (или даже нахлёсты)с ПВА, делая прорезы — заранее вычислив или по месту, около крючков — где удобнее подлезть.
Втаскивать за горячую широкую батарею — продев узкий лишний обрезок и прилепив к нему обильно намазанный, но не отмокавший лист… меньше стянется от нагрева (расширится — пока запихнёшь).Места всех стыков и разрезов — вычислять заранее… но разрезы доделывать «по месту» (кроме больших избытков). Сразу после оклейки, если батарея греет — сбрызнуть за ней… готовое.
Если откосы дверного проёма надо заклеить (будет меньше выделяться, чем если покрашен… и если кто против пластиковых уголков на внешних углах) — промазать с ПВА внутренние и внешние углы, и примыкание к двери.
Всё планировать до поклейки самого первого листа:
Вертикальный откос заклеивается загибом со стены (загибать в 5 попыток, начиная с плоскости стены мягким (пенопоровым) валиком или проглаживать тряпкой, медленно переходя на откос) с подрезкой по его примыканиям к двери и верхнему откосу.
Верхний откос — загибом со стены над дверью. Искусственные стыки (с учётом картинки) лучше делать над углами вертикальных откосов, учтя избыток на все нахлёсты. Подрезку к двери делать после стыка листов в середине верхнего откоса.
Второй вертикальный откос.
Если внешний угол однозначно предполагается потом обклеить пластиковым уголком — под ним запланировать разрыв обоев. Обтягивание внешних углов — излишне трудоёмко и чревато лишними пузырями при минимальной кривизне угла.
Если на стенах — масляная краска или эмаль, а обои рельефнее стен или пёстрые, их можно клеить на смесь — ПВА турецкий 1 : 2–6 Обойный, смазав(предварительно) места стыков — ПВА 2 : 1 Обойный. Отеческий “ПВА” — использовать запрещено — он желтеет потом. Мазать обои умеренно, пропитывать долго. С ПВА получится необратимо — следующие придётся клеить на ту же смесь — поверх этих — содрать дольше (проще покрасить).
Если мазать ПВА 1 : 1 вода —складывать для отмокания Нельзя… и на стене лист почти не двигается, его сложнее клеить (например в ванной… при афроремонте, без надежд на долговечность — водонепроницаемые — с лицевой поверхностью из сплошного винила… с предварительной обработкой антиплесенью и серпянкой под стыками — где льётся вода).
На водоразбавляемые краски — проще, почти так же, как на обычную стену (возможно с учётом меньшего впитывания дорогих красок)— часто хватает подмазок стены с ПВА в местах стыков.
Чем более стойкой или глянцевой и менее впитывающей была краска, тем больше добавлять ПВА.
Не стоит верить в достаточность зашкуривания масляной краски и грунтование обойным клеем, как это „советует“ на упаковках производитель клея… склонный излишне расширять применимость товара.
поклейка на потолок — растянув 1–2 ПВХ провода вокруг середины комнаты — вместо второго человека… с учетом всего — сказанного про ровность первого стыка — метки по нитке, приклеенной к потолку скотчем. Придумать — по чём ходить (лавка удобна). Трудности бывают с Широкими обоями — везде сразу не дотянешься, а отставший уголок — может уронить весь лист.
Отдыхать и дышать — лучше внизу или в соседней комнате, где открыта форточка или окно, что Допустимо Если батареи холодные, а погода влажная.
Комбинированная поклейка: верхние и нижние — правильно бы делать почти одновременно… чтобы до подсыхания успевать обработать искусственный стык верха с низом. Если они отличаются толщиной — стык в месте одной из кромок канта, так, чтобы потом клеить его на тонкие (гладкие) обои. Отмечать место лучше не по уровню, а по рулетке от пола — мебель стоит по полу, а не по уровню — это надо заранее решить с заказчиком…
Трудно везде точно, но можно делать искусственный стык с кантом/бордюром, уместно с рельефными или под потолком — пускать ~1 см обоев на нахлёст, стыкуемую кромку полу-приклеенного канта — отлепить от стены, подсунуть под неё обои… потом размачивать или подмазывать).
Канты:
на зашпаклёванную стену или бумажную поверхность обоев — обойным клеем… с соотв. подмазками с ПВА в местах стыковок…
На винил — ПВА турецким или клеем для бордюров — дороже.
Можно:
размочить кант в воде около минуты (мазать сухой кант густым клеем — толсто получается или разбавив) — намазать ПВА — складывать можно только на одну минуту, потом можно не развернуть.
иногда можно (это удобнее — смесью) с обойным — без предварительного размачивания.
Если решили „врезать кант в обои“ — только если искусственный стык стал получаться уверенно… для хорошего стыка надо среза́ть кромку канта тоже, а её просто нет… поэтому местами будет хуже возможного… и последовательность — придумать самим, нет единственно правильной.
Если канты нарезаны из самих обоев — часто их кромки склонны топорщиться… поэтому, если их клеить на винил, то на густой ПВА или бордюрный… без всяких добавок.
Полностью бумажный кант следует клеить только на совсем-высохшие обои, иначе они могут им стянуться, особенно около углов.
Приклеить по меткам, разгладить, прикатать кромки, несколько раз смыть клей — не засушивая, губкой, начиная ещё при разглаживании.
Стыковку картинки разных кусков канта — искусственными стыками, в углах — иногда приходится делать (частичные) надрезы…
Особо вычурные стыковки (под 45° или 90°) поворачивающего в пределах плоскости канта с симметричным узором — могут получиться красивше —индивидуально–симметрично, если положение последующего — подобрать (удобнее по тому же элементу картинки на его кромке).
окна, арки, проёмы
Все кромки стен, примыкающие к откосам — аркам и прочим проёмам — промазать с ПВА.
При поклейке — отмерить или срезать после поклейки так, чтобы 1 см избытка листа нависал — его весь изрезать (как бахрому) через 3 см — вокруг всего проёма и ещё раз прокатать кромку стены у откоса.
Иногда фон позволяет (на коротких кусках) сделать искусственный стык над окном — без ущерба для «узора».
На кромке, свисающей с верхнего откоса подклеить кусочки газет под стыками. Так швы над откосом не растянутся высыхающей кромкой — можно и на корявом подплинтусье.
Висячие кромки — срезать когда высохнут
Новым лезвием с учётом асимметрии* его заточки так, чтобы не зарезать краску. Если смотреть на оконный проём, нож держать лезвием от себя и резать кромку правого откоса вниз — её ведёт вправо, но она скользит плоскостью — не врезаясь в краску. Левый откос — лучше снизу→вверх, верхний — слева→направо (понаблюдай). Иначе — срез Не такой устойчивый, со срывами в краску. Резать медленно и Следить со стороны окна, чтобы в откос не врезаться. Продольное движение лезвия — экспериментально на менее видимом месте — его направление может дать разный результат.
* стали попадаться лезвия с противоположной заточкой или симметричной.
Изобретательность и сообразительность в процессе — очень важны, но радио (помимо духоты) её добивает окончательно, и — получается не хорошо, а …«нормально»…
1–3 дня, во время окончательного высыхания (проверяется — наощупь), опасны резкие изменения температуры — не перегревать, не замораживать; не планировать монтаж… и жёсткое задевание.